Профессиональная ориентация для обучающихся с легкой умственной отсталостью
Автор кейса: Бекчурина Татьяна Николаевна, МКОУ «Завьяловская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида», заместитель директора по учебной работе.
Описание ситуации до изменений:
Основная социальная задача нашей школы — подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Мы всегда вели тщательный отбор наиболее доступных для учащихся специальностей, вместе с семьей осуществляли руководство выбором профессии, сотрудничали с большим количеством предприятий. Профориентационная работа проводилась всеми педагогами, основной формой работы было знакомство с профессиями. По программе, на занятиях по социально-бытовой ориентировке недостаточно часов отводится на изучение, заполнение документов, предназначенных для трудоустройства, постановки на учет в Службу занятости. Появляются новые профессии, с которыми необходимо знакомить учащихся. Появилась потребность в создании игровых ситуаций для выбора профессии, учебного заведения; умения обратиться в Службу занятости населения, умения вести себя при трудоустройстве на работу.
Процесс:
Квест-игра бала разработана группой педагогов (Кузнецова О. А., Ямаева Е. Г., Колпакова Т. В.) МКОУ «Завьяловская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» под руководством заместителя директора по учебной работе Бекчуриной Т. Н.. Квест-игра проводится ежегодно с 2017 г.. В игре задействованы учащиеся 9 класса – участники игры, родители (законные представители) – наблюдатели. После окончания игры идет совместный (педагоги, классный руководитель, родители, учащиеся) разбор ошибок, совершенных учащимися для последующей работы, помощи им родителями (законными представителями).
Квест-погружение детально моделирует определенную жизненную ситуацию и условия, погружая учащихся через игру в реальность.
Участниками квеста являются подростки 15-17 лет. Для учащихся моделируется ситуация выбора специальности, образовательной организации, в которой ее можно получить, ситуация собеседования при трудоустройстве. Для этого классы школы оборудуются, как кабинет в профессиональном училище, кабинет в центре занятости, кабинет работодателя. Ученик в начале игры получает «паспорт» (копия настоящего паспорта) и маршрутный лист. Далее участник индивидуально проходит по маршруту, выполняет задание, за что в маршрутный лист вклеиваются жетоны.
Уровни игры:
1. Первый уровень «Я и мир профессий» — это школьный уровень. На этой станции учащийся в игровой форме (загадки, шарады, пазлы, пословицы) актуализирует знания о профессиях. В конце уровня учащийся называет самую интересную, на его взгляд, профессию, ведущий записывает название в маршрутный лист.
2. Второй уровень «Я и учебные заведения» — это уровень профессионального образования. Игроку на второй станции в зависимости от выбранной профессии помогают определить учебное заведение (работа с буклетами учебных заведений Удмуртской Республики и г. Чайковский, Пермский край).Обсуждаются сроки обучения, документы, необходимые при поступлении, дополнительные условия обучения и проживания. По окончании прохождения второго уровня учащемуся в маршрутный лист, вклеивается карточка с координатами учебного заведения и выдается диплом о полученном образовании, квалификации с определением разряда. Если учащийся на первом уровне выбрал профессию, которая не требует специального образования, то в маршрутный лист вклеивается карточка «Без образования» и диплом не выдается. Карточка, вклеенная в маршрутный лист и диплом об образовании, дают право перехода на третий уровень.
3. Третий уровень «Я в центре занятости» — это уровень поиска работы. На третьей станции игроку предлагается перечень документов необходимых для поиска работы. Учащемуся предлагается папка с вакансиями в организациях, на предприятиях удмуртской Республики. Он выбирает вакансию(ии) в соответствии с выбранной профессией на 1 уровне, с квалификацией и разрядом, получивших на 2 уровне, в соответствии с выбранной заработной платой и местом нахождения организации (предприятия). В соответствии с выбранной вакансией в маршрутный лист, вклеивается карточка с координатами организации (предприятия), куда он может трудоустроиться. Вклеенные(ая) карточки(а) в маршрутном листе дают(ет) право перехода на 4 уровень.
4. Четвертый уровень «Я на собеседовании» — это уровень получения работы. Игроку предлагаются различные игровые ситуации, которые помогут ему сориентироваться в реальной жизни. Обсуждаются вопросы внешнего вида, алгоритм собеседования, особенности поведения при трудоустройстве.
Тот пакет документов, который собрал игрок в ходе игры, остается у него на руках для дальнейшего применения своих знаний в реальной жизни (для социализации в обществе).
Результат:
Количество учащихся, прошедших квест-игру – 45 человек. Обучающиеся становятся более социализированными, самостоятельными, более ориентированными в событиях современной жизни.