Бекчурина Татьяна Николаевна, МКОУ «Завьяловская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида», заместитель директора по учебной работе.
Профессиональная ориентация для обучающихся с легкой умственной отсталостью
Описание ситуации до изменений:
Основная социальная задача нашей школы — подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Мы всегда вели тщательный отбор наиболее доступных для учащихся специальностей, вместе с семьей осуществляли руководство выбором профессии, сотрудничали с различными предприятиями Завьяловского района. Профориентационная работа проводилась всеми педагогами, основная форма работы — знакомство с профессиями. По программе на занятиях по социально-бытовой ориентировке недостаточно часов отводится на изучение, заполнение документов, предназначенных для трудоустройства, постановки на учет в Службу занятости. Появляются новые профессии, с которыми необходимо знакомить учащихся. Появилась потребность в создании игровых ситуаций для выбора профессии, учебного заведения; умения обратиться в Службу занятости населения, умения вести себя при трудоустройстве на работу.
Проблема:
Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с умственной отсталостью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе. Выпускники специальной (коррекционной) школы не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно оценить свои склонности и возможности. Однако они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.
Перед нами стоят задачи:
Процесс:
Квест-игра бала разработана группой педагогов (Кузнецова О. А., Ямаева Е. Г., Колпакова Т. В.) МКОУ «Завьяловская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» под руководством заместителя директора по учебной работе Бекчуриной Т. Н.. Квест-игра проводится ежегодно с 2017 г.. В игре задействованы учащиеся 9 класса – участники игры, родители (законные представители) – наблюдатели. После окончания игры идет совместный (педагоги, классный руководитель, родители, учащиеся) разбор ошибок, совершенных учащимися для последующей работы, помощи им родителями (законными представителями).
Квест-погружение детально моделирует определенную жизненную ситуацию и условия, погружая учащихся через игру в реальность.
Участниками квеста являются подростки 15-17 лет. Для учащихся моделируется ситуация выбора специальности, образовательной организации, в которой ее можно получить, ситуация собеседования при трудоустройстве. Для этого классы школы оборудуются, как кабинет в профессиональном училище, кабинет в центре занятости, кабинет работодателя. Ученик в начале игры получает «паспорт» (копия настоящего паспорта) и маршрутный лист. Далее участник индивидуально проходит по маршруту, выполняет задание, за что в маршрутный лист вклеиваются жетоны.
Уровни игры:
Тот пакет документов, который собрал игрок в ходе игры, остается у него на руках для дальнейшего применения своих знаний в реальной жизни (для социализации в обществе).
Результат:
Количество учащихся, прошедших квест-игру – 45 человек. Обучающиеся становятся более социализированными, самостоятельными в жизни, более ориентированными в событиях современной жизни.